Прямо мода какая-то пошла у оппозиции: или апеллировать к Патриарху, или же, как минимум, упоминать его авторитетный сан. Вот и Собчак Ксения начинает свой комментарий к статье Путина в "Известиях" таким образом: "Так как даже патриарх попросил прокомментировать статью Путина в «Известиях»... Судя по всему, я упустила этот момент и ничего не знаю о том, что Святейший Владыка просил комментариев. Или он адресно Ксению просил... В общем, непонятно.
Комментарий Ксении очень короткий. А заинтересовал меня в нём (настолько, что даже захотелось написать отдельный пост) последний, самый объёмный абзац.
Что касается первой части комментария, то там раскрыта пусть и не новая для публики, но характерная особенность путинской личности, которую кому как не Ксении хорошо знать. А именно: в силу того, что Путин никогда не сдаёт "своих" и держит слово, у него будут большие трудности со сдачей своих "даже самых неприглядных коррупционеров". Ранее Ксения рассказывала, как Путин не сдал Собчака-старшего, несмотря на угрозу карьере. Да, со сдачей коррупционеров явно могут быть проблемы. Однако, если бы не эта путинская черта характера, его и преемником Ельцина не назначили бы, вот ведь коллизия какая.
...Так вот, что касается последнего абзаца. В нём Ксения вольно или невольно, пусть и несколько сумбурно, излагает подоплёку нынешнего революционного процесса. И делает это без всяких гуманистических экивоков, давящих слезу рассуждений о демократии и призывов к широким народным массам.
Говорят, что у несистемной оппозиции нет внятной программы, концепции дальнейшего развития страны. А вот и неправда. Читайте Ксению Собчак.
Во всяком случае, пост Ксении можно рассматривать в качестве краткого изложения идейной основы желательного для "креативного класса" будущего государственного корабля. Цитирую по sobchak-xenia.livejournal.com
Кто эти "верхи", желающие справедливости? И что за "справедливость", которая входит в прямое противоречие с интересами "низов", причем до такой степени, что власть их, как электорат, потеряет? Получается, что "дать справедливость", которую желает оппозиция, автоматически означает перекрыть кислород "низам" - третьего не дано. Как-то резко запахло Чубайсом и другими романтиками из 90-х, которые постоянно намекали разными словами (и действиями тоже), что дикий рынок с невидимой рукой - это и есть справедливость, а если кто-то остался "без колбасы", то это он просто "не вписался в рынок" и судьба его не является предметом забот страны, ставшей на путь строительства рыночной экономики.
Впрочем, бюджетные расходы - это не только социальный "государственный патронализм", а еще и оборона, к примеру... космос всякий...фундаментальные исследования. Судя по всему, как только будет "дана справедливость", груз расходов на образование, здравоохранение, культуру... да что там о высоком - на утилизацию мусора... В общем, груз этот по справедливости будет переложен на чьи-то плечи. И, скорее всего, вовсе не на плечи "верхов, которые хотят справедливости". Кое-какие расходы будут, видимо, по справедливости просто заморожены, сокращены (оборона та же). Зато "верхам" разрешено будет, опять же, исходя из требования справедливости, серьёзно скорректировать свои "потери" в виде налогов. Собственно, Путин как-то обмолвился, что в связи с кризисом не будет кардинально снижать налоги для бизнеса и перекладывать их на плечи "низов". Вот из-за этого, получается, и сыр-бор.
Итак, первым пунктом оппозиционной программы в изложении Ксении Собчак можно считать сокращение бюджетных расходов и социальных функций государства. Путину, если он согласится пойти на диалог с теми, кто "хочет справедливости", предстоит выбрать между "госкапитализмом", который он так или иначе пытается строить, и капитализмом "а-ля 90-е годы".
"Будет диалог? Не знаю. Но одно знаю точно – эта ситуация всех нас поставила перед выбором; либо ты с думающими людьми, с пассионариями этого общества, с новым “креативным” классом , с теми кто читал с тобой одни книжки и разделяет твои взгляды на жизнь, на свободу, на человеческое достоинство, либо ты умный и образованный человек, которого купили, либо ты искренне с токарем из Перми".
Не больше, не меньше. Тот кто не с "креативным классом", тот - с токарем из Перми. Тем, кто не причисляет себя к "креативному классу" с Болотной, но при этом и не ассоциирует себя с токарем из Перми, могу только пожелать не провалиться в фрустрацию. А те, которые умные, дипломы имеют и книжки модные читали, но всё равно не заодно с "креативным классом", при том, что никто их не покупал - пусть уж как-то постараются не впасть в когнитивный диссонанс.
Таким образом, в грядущей "справедливости" предполагается довольно ощутимая поляризация и конфронтация между самозванной "элитой" и остальными пластами общества. Может быть, на основе классовой теории - раз уж там и сям замелькало слово "класс". Интересы самоидентифицированного "креативного класса" будут поставлены в основу жизни государства. Это, видимо, можно считать ещё одним пунктом программы в изложении Собчак.
Далее Ксения пишет, что, хоть и уважает этого токаря из Перми, но у неё с ним разные желания по причине разницы образования и уровня жизни. Золотые слова. Надо заметить, что даже если токарь и догонит Ксению по уровню образования (почему бы и нет), то её уровня жизни он, мягко говоря, вряд ли когда-либо достигнет.
"У таких как я - желание наличия свободных СМИ и честных судов, у токаря – желание, чтоб зарплату повысили и пенсионный возраст не переносили. И те, и те желания можно удовлетворить в справедливом честном государстве. Но токарю это сейчас не объяснишь. Ему уже все объяснили по федеральным каналам. И он точно знает, будет только хуже, если американских шпиЁОнов допустить к власти. Токарь понимает, что лучше пусть не будет программы «Намедни», которую он все равно не смотрел, но зато продукты будут не по талонам. И объяснить ему, что свободно жить без талонов за пару месяцев точно не получиться..."
Тут весьма сумбурно, но мысль в целом понятна. Колбаса есть - свободы нет. Свобода есть - колбасы нет. В общем, опять и снова 90-е. Токарю будут вешать лапшу на уши ("объяснять"), что при власти честных и порядочных "верхов, которые хотят справедливости" он ничего не потеряет. И только пост-фактум бедняга узнает, что свобода почему-то неразрывно связана для него с талонами на продукты. Во всяком случае, сразу и свобода, и колбаса - не получается, это потом только, в дальнейшем. В общем, при Путине у токаря есть колбаса, но нет программы "Намедни". При "справедливом и честном государстве" колбасы у него не будет, зато будет свобода. И с эти надо смириться.
Вообще, этот пассаж Ксении по поводу талонов, как я уже сказала, сумбурен и напоминает обрывки серьёзных размышлений по совсем разным поводам. Но, тем не менее, рискну вычленить его в качестве ещё одного пункта оппозиционной концепции: движение к свободе и справедливости повлечёт за собой определённые материальные лишения и явное снижение уровня жизни (не для всех, но для токаря из Перми - стопроцентно). Эти лишения - тяжёлая необходимость, без них построение свободы невозможно.
"и в итоге мы все - и я, и токарь, и Путин, и митингующие - находимся над пропастью во лжи и достаточно одно неверного шага, чтобы мы все вместе кубарем полетели вниз. В революционную бездну, которой нас так пугают кремлевские попы Гапоны, в которой мы все разобьемся вдребезги, вместе с нашими мечтами желаниями и недовольствами".
Ну, это уже лирика пошла. Тут всё понятно: если не дадите "верхам, которые хотят справедливости" того, чего они хотят - будет революционная бездна. Хотя "креативный класс" сам побаивается революционной стихии. И правильно делает: булыжник в руках токаря ещё никто не отменял.
Таким образом, вырисовывается ещё один пункт программы: достижение "справедливости" будет на начальном этапе строиться на основе мирных переговоров и, в определённом смысле, торга со старыми "верхами". Далее - по обстоятельствам. Революционная бездна - не исключается.
Journal information