Наблюдения за окружающим миром (ejhle) wrote,
Наблюдения за окружающим миром
ejhle

Category:

Евразийские сказки

Чем чаще мне попадаются на глаза упоминания "Великой Евразийской Степи", всяческие славословия "Ордынскому Духу", чем привычнее становятся конструкции типа "'эпоха Рюриковичей и  Чингизидов на Руси", тем более явственно накрывает ощущение исторического дежа-вю.

Разбирая книжный шкаф, наткнулась на давно не перечитываемое. И вот - Дмитрий Балашов "Младший сын".
Незаслуженно подзабытый неоднозначный писатель, русский Дрюон, сумевший облечь запутанную средневековую историю Руси в приемлемую для требовательного читателя художественную оболочку. Замусолившие в свое время увлекательнейшего Дрюона, многие из нас могут по памяти и без запинки перечислить последовательность пребывания на престоле французских королей. А русских князей - многие ли вспомнят?

И, главное, Балашов - это актуально! Ведь речь в его книге идет именно о том, что сейчас называют цивилизационным выбором. Сыновья Александра Невского, Дмитрий и Андрей,  борются друг с другом за власть. Андрей дважды приводит Орду на Русь, разоряет 14 городов. Дмитрий, довольно успешно отбиваясь от Андрея (вплоть до того, что тому приходится скрываться в Орде), тоже обращается за подмогой к конкурирующим ордынским властолюбцам. Однако в итоге Андрей все-таки победил: взошедшая новая ордынская звезда, хан Тохту, сделал ставку именно на него. Что, неужели комплиментарность Рюриковичей и Чингизидов?

Считается, что Балашов был активным сторонником этнических и цивилизационных гипотез Л.Гумилева касательно плодотворного единения Руси и Орды. Может быть и был. Однако Балашов - очень тонкий писатель, и в его "Младшем сыне" красной нитью проходит мысль о глубокой вредоносности ордынского влияния на русскую жизнь и русский менталитет.

Ордынство обессмысливает весь русский, восточно-славянский  жизненный смысловой ряд. Зачем строить добротный дом и содержать его в чистоте и порядке, если все равно рано или поздно налетит цивилизационно близкая визжащая Орда и спалит его дотла. Зачем выращивать скотину, если рано или поздно придут ордынцы, собирая налог кониной, и выпустят жеребенку кишки прямо на заднем дворе твоего дома, а ты и глаз поднять не посмеешь. Чего ждать от князей и как им верить, если они то воюют с Ордой, то c её же помощью жгут свои, русские города в борьбе за власть и уделы. Зачем вообще что-то строить, создавать и созидать, если вся жизнь - это бесконечная война, кочевание  с пепелища на пепелище  и бешеные скачки по бескрайней Степи, без стойких привязанностей и без своего места на земле.

Разве не в уродующем воздействии длинного подордынского периода коренятся многие особенности русского менталитета, и поныне мешающие многим русским людям просто жить?

Ярко отрицательный (возможно, самый отрицательный) персонаж у Балашова - боярин по имени Семен Тонильевич. Страстный поклонник Орды, мечтающий окрестить Орду и объединить с Русью для того, чтобы использовать ордынский завоевательный потенциал в своих амбициозных целях. Любитель коварных политических многоходовок, злой гений князя Андрея, постоянно воздувающий в нем похоть гордыни и жестокости, тянущий его под ордынскую руку и науськивающий против брата.

Специально для романтических мечтателей о  "чистом и возвышенном Великом Ордынском Духе" (противостоящем "гнилому потребляцкому духу гейропейскому") пара внутренних монологов боярина Семена:

"Весна! Степь цветет! Там почему-то и годы не так напоминают о себе. Там воин всегда воин, пока сидит в седле и руки держат клинок. Там нет старости у мужа. Есть только смерть. Что-то было, верно, у него в крови, почему он так любит степь, дым кизячного костра, медленный разговор и бешеную скачку коней, что-то подмешалось в кровь киевских великих бояр - прадедов, не была ли чья-нибудь  жена дочерью половецкого князя, какого-нибудь Аепы или Боняка?!".

"Бабьей прислуги при себе Семен не любил и не держал. Даже любовь предпочитал без них. Любовь воина к воину, когда мужское дыхание у костра, и степь, и пахучий емшан. В любви тоже чувствовать силу, силу мальчика, силу мужа, вкус плоти, и бешеную удаль летящих коней, и томительный горловой напев..."



...Так вот, к теме дежа-вю. Всё возвращается на круги своя. И нынешнее увлечение евразийством (буде оно выйдет из поля теоретизаторского, с эзотерическим флером, романтического словотворчества и окажется претворено в жизнь и дело) неминуемо закончится тем, что снова появится, по воле Провидения, какой-либо Петр Великий,  которому суждено будет сдирать со страны мешающую дышать коросту азиатчины.  И будет эта процедура болезненной (сдирать придется до крови) и, как водится, полной психопатических перегибов. Никогда такого не было - и вот опять.

А может и по-новому случиться: разделится страна на европейскую часть и азиатскую (евразийскую) - кому какая ближе по менталитету и по крови. Хуже всего придется тем, кто предпочитает удерживаться в середине, между крайностями: мудрым и умеренным в период цивилизационных подвижек тяжело конкурировать с бесбашенными дураками.

России сам Бог велел твердо стоять на обеих ногах, удерживаясь между Европой и Азией, не обрывая при этом свои европейские корни. Но не скудеет земля русская почитателями стояния на одной ноге с вывернутой в сторону азиатской Степи шеей. То ли что-то есть у них в крови: дым кизячных костров да бешеная скачка коней... То ли думают, что в седле дряхлая старость их не настигнет...
Tags: #национальныйвопрос, вангования и прогнозы, евразийство, пропаганда
Subscribe
promo ejhle march 23, 2017 18:57 16
Buy for 30 tokens
Доля россиян, которые говорят, что не против или даже за монархию находится на уровне четверти опрошенных: в 2006 г. – 22% , а в 2017 г. – 28%. Как показывают данные ежедневного опроса «ВЦИОМ-Спутник», категорически против существования монархической формы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments