Наблюдения за окружающим миром (ejhle) wrote,
Наблюдения за окружающим миром
ejhle

Евразийские сказки

Чем чаще мне попадаются на глаза упоминания "Великой Евразийской Степи", всяческие славословия "Ордынскому Духу", чем привычнее становятся конструкции типа "'эпоха Рюриковичей и  Чингизидов на Руси", тем более явственно накрывает ощущение исторического дежа-вю.

Разбирая книжный шкаф, наткнулась на давно не перечитываемое. И вот - Дмитрий Балашов "Младший сын".
Незаслуженно подзабытый неоднозначный писатель, русский Дрюон, сумевший облечь запутанную средневековую историю Руси в приемлемую для требовательного читателя художественную оболочку. Замусолившие в свое время увлекательнейшего Дрюона, многие из нас могут по памяти и без запинки перечислить последовательность пребывания на престоле французских королей. А русских князей - многие ли вспомнят?

И, главное, Балашов - это актуально! Ведь речь в его книге идет именно о том, что сейчас называют цивилизационным выбором. Сыновья Александра Невского, Дмитрий и Андрей,  борются друг с другом за власть. Андрей дважды приводит Орду на Русь, разоряет 14 городов. Дмитрий, довольно успешно отбиваясь от Андрея (вплоть до того, что тому приходится скрываться в Орде), тоже обращается за подмогой к конкурирующим ордынским властолюбцам. Однако в итоге Андрей все-таки победил: взошедшая новая ордынская звезда, хан Тохту, сделал ставку именно на него. Что, неужели комплиментарность Рюриковичей и Чингизидов?

Считается, что Балашов был активным сторонником этнических и цивилизационных гипотез Л.Гумилева касательно плодотворного единения Руси и Орды. Может быть и был. Однако Балашов - очень тонкий писатель, и в его "Младшем сыне" красной нитью проходит мысль о глубокой вредоносности ордынского влияния на русскую жизнь и русский менталитет.

Ордынство обессмысливает весь русский, восточно-славянский  жизненный смысловой ряд. Зачем строить добротный дом и содержать его в чистоте и порядке, если все равно рано или поздно налетит цивилизационно близкая визжащая Орда и спалит его дотла. Зачем выращивать скотину, если рано или поздно придут ордынцы, собирая налог кониной, и выпустят жеребенку кишки прямо на заднем дворе твоего дома, а ты и глаз поднять не посмеешь. Чего ждать от князей и как им верить, если они то воюют с Ордой, то c её же помощью жгут свои, русские города в борьбе за власть и уделы. Зачем вообще что-то строить, создавать и созидать, если вся жизнь - это бесконечная война, кочевание  с пепелища на пепелище  и бешеные скачки по бескрайней Степи, без стойких привязанностей и без своего места на земле.

Разве не в уродующем воздействии длинного подордынского периода коренятся многие особенности русского менталитета, и поныне мешающие многим русским людям просто жить?

Ярко отрицательный (возможно, самый отрицательный) персонаж у Балашова - боярин по имени Семен Тонильевич. Страстный поклонник Орды, мечтающий окрестить Орду и объединить с Русью для того, чтобы использовать ордынский завоевательный потенциал в своих амбициозных целях. Любитель коварных политических многоходовок, злой гений князя Андрея, постоянно воздувающий в нем похоть гордыни и жестокости, тянущий его под ордынскую руку и науськивающий против брата.

Специально для романтических мечтателей о  "чистом и возвышенном Великом Ордынском Духе" (противостоящем "гнилому потребляцкому духу гейропейскому") пара внутренних монологов боярина Семена:

"Весна! Степь цветет! Там почему-то и годы не так напоминают о себе. Там воин всегда воин, пока сидит в седле и руки держат клинок. Там нет старости у мужа. Есть только смерть. Что-то было, верно, у него в крови, почему он так любит степь, дым кизячного костра, медленный разговор и бешеную скачку коней, что-то подмешалось в кровь киевских великих бояр - прадедов, не была ли чья-нибудь  жена дочерью половецкого князя, какого-нибудь Аепы или Боняка?!".

"Бабьей прислуги при себе Семен не любил и не держал. Даже любовь предпочитал без них. Любовь воина к воину, когда мужское дыхание у костра, и степь, и пахучий емшан. В любви тоже чувствовать силу, силу мальчика, силу мужа, вкус плоти, и бешеную удаль летящих коней, и томительный горловой напев..."



...Так вот, к теме дежа-вю. Всё возвращается на круги своя. И нынешнее увлечение евразийством (буде оно выйдет из поля теоретизаторского, с эзотерическим флером, романтического словотворчества и окажется претворено в жизнь и дело) неминуемо закончится тем, что снова появится, по воле Провидения, какой-либо Петр Великий,  которому суждено будет сдирать со страны мешающую дышать коросту азиатчины.  И будет эта процедура болезненной (сдирать придется до крови) и, как водится, полной психопатических перегибов. Никогда такого не было - и вот опять.

А может и по-новому случиться: разделится страна на европейскую часть и азиатскую (евразийскую) - кому какая ближе по менталитету и по крови. Хуже всего придется тем, кто предпочитает удерживаться в середине, между крайностями: мудрым и умеренным в период цивилизационных подвижек тяжело конкурировать с бесбашенными дураками.

России сам Бог велел твердо стоять на обеих ногах, удерживаясь между Европой и Азией, не обрывая при этом свои европейские корни. Но не скудеет земля русская почитателями стояния на одной ноге с вывернутой в сторону азиатской Степи шеей. То ли что-то есть у них в крови: дым кизячных костров да бешеная скачка коней... То ли думают, что в седле дряхлая старость их не настигнет...
Tags: #национальныйвопрос, вангования и прогнозы, евразийство, пропаганда
Subscribe
promo ejhle june 25, 2015 21:54 12
Buy for 20 tokens
Удивительно, до чего крепко въелась в картину мира охранительской общественности уверенность в том, что все революции происходят исключительно искусственно, по воле демонических северо-американcких штатов. Учение Ильича о революционной ситуации - а он был не просто прохожий в деле теории и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments