Наблюдения за окружающим миром (ejhle) wrote,
Наблюдения за окружающим миром
ejhle

Всё-таки Высоцкий

Посмотрели фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой».

Начитавшись накануне кое-каких рецензий и отзывов, в том числе от одного культового критика,  я уж и не знала, стоит ли вообще смотреть. Ведь там упоминалось трижды, как минимум, появлявшееся в ходе просмотра  желание покинуть кинозал. Кроме того, речь шла об ужасающей загримированной «морде», а авторы фильма подозревались в попытке цинично развенчать кумира миллионов и даже навязать публике в противовес положительный образ некоего полковника КГБ.

Но, следуя привычке оценивать любую продукцию, создаваемую в мире искусства, исключительно собственным взглядом и не доверяться мнению даже авторитетных критиков, решила всё ж таки планов не менять и фильм посмотреть.

Что могу сказать…  Желания уйти не возникло ни разу. Также я не увидела никакого Безрукова в ужасной маске. Там был Высоцкий.

Кстати, на следующий день по ТВ опять крутили Глеба Жеглова и Володю Шарапова. И я снова подивилась, до чего ж похож он в фильме: и лицом, и фигурой, и голосом, и жестами, и манерой говорить.

Да, на  крупных планах видна некоторая неестественность цвета лица (впрочем, какой должен быть цвет лица у человека,  которому жизни осталось на две затяжки). Если придираться,  можно обнаружить кое-какую статичность в мимике, но не критичную.

Но, в любом случае, грим впечатляет. Тем более, что совершенно очевидно: в этом фильме играть Высоцкого должен был именно «Высоцкий«, иначе и браться не стоило.  Вариант с актёром,  пусть даже очень талантливым, который станет изображать Высоцкого сугубо условно, силами своего собственного, отдалённо похожего лица, был бы  явно непроходным.

Не согласна с претензиями по поводу того, что в фильме мало песен. А зачем там нужно много песен? Это же не фильм-концерт. Был такой специфический жанр  в советское время. На мой взгляд, песен там ровно столько, сколько нужно для аутентичности, не больше и не меньше.

Причём, основные события происходят как раз именно на концерте и в связи с концертом. Но мы видим скрытую от зрителей драму,  происходящую за кулисами, в гримёрке,  и надрыв, из которого, собственно, и рождалось творчество у  этого человека. И очень хорошо,  что авторы фильма показали именно это, а не почти два часа песен под гитару в разных интерьерах.

По поводу «развенчания героя». Уж не знаю, как там можно было разглядеть какое-то развенчание.  Или почитатели таланта Высоцкого раньше не знали, что он, мягко говоря, любил выпить, а в последний год жизни катастрофически сел на наркотики?  Может ли знание этих фактов отвратить поклонников от его стихов, песен, ролей?  В фильме сам Высоцкий даёт ответ на этот вопрос - в сцене разговора в аэропорту, когда КГБшник, кивнув на коробку с наркотиками, говорит: "Если люди узнают, то отвернутся от Вас".

В фильме нет чернухи и натуралистичного смакования «пороков» Высоцкого. Пошлости там тоже совсем нет. Высоцкий вызывает симпатию, желание спасти, одновременно тоскливую мыслью о том, как же он всё-таки себя загубил-то, а… И всё это на фоне понимания того, что человек такого склада, увы, фатально не предназначен для  спокойной, размеренной и «здоровой» жизни обывателя.

В некоторых отзывах народ пишет, что лучше было бы снять фильм о том, как Высоцкий писал песни, как играл роли, как любил-женился-разводился. В общем, что-то типа curriculum vitae: о творческом и жизненном пути. Видимо, по образцу сериалов о Серовой или о Достоевском. 

Может быть со временем снимут и такой сериал о Высоцком. Хотя, на мой взгляд, в подобном ключе о нём лучше снимать документальные фильмы или программы формата «Серебряного шара». А для художественного кино с Высоцким в главной роли как раз хорош вот такой спрессованный трёхдневный драматический эпизод на будничном фоне.

Есть в фильме непривычно пустынные, без пробок, московские проспекты, несущиеся навстречу лобовому стеклу легендарного «Мерседеса» с Высоцким за рулём; панорама Москвы образца 1979 года, на которой мне удалось заметить  не снесённую ещё гостиницу «Россия»; квартира Высоцкого; узнаваемый гостиничный антураж  брежневской поры; колорит Бухары; обшарпанное закулисье концертного зала типовой постройки.

Фильм сделан добротно. Напряжённые эпизоды сменяются спокойными, дающими передышку. При этом сохраняется темп, нет затянутостей. В какие-то моменты кинозал притихает и начинает поблёскивать глазами. Но в последнее мгновение, когда слёзы уже вот-вот готовы перелиться через край,  в сюжет вплетается юмор, и зрители смеются с облегчением и благодарностью за то, что им не дали всплакнуть: в конце концов,  это ж ведь довольно глупо - плакать в кинотеатре…

Актёрский состав очень хороший.   Безалаберный «доктор» Андрей Панин - просто бурлеск.  Очень органичен Андрей Смоляков. У Владимира Ильина  роль, по большому счёту, небольшая, но актёру его масштаба и этого вполне достаточно для того, чтобы проявить себя. Оксана Акиньшина играет отлично, как-то очень искренне. Колоритный рвач, трус и в некотором роде мизантроп - «продюсер» очень хорош  в исполнении Максима Леонидова. Иван Ургант всё же, на мой взгляд, не владеет техникой «игры лицом» на крупных кинопланах, но всё равно неплох. Даже в совершенно мимолётных эпизодах мелькают известные лица.

Отдельное, так сказать, "спасибо" создателям фильма за  отказ от модных трендов в освещении образов КГБшников. Возможно это кого-то разочарует, но в фильме «кровавая гэбня» не жарит шашлыков из деятелей искусств, не держит их за кулисами под дулом автоматов, заставляя петь «Интернационал», не  пользуется удобным случаем, чтобы изнасиловать героиню Оксаны Акиньшиной на фоне пустынного степного ландшафта. И много чего ещё не делает. Этот пласт фильма представлен молчаливыми исполнительными мужиками с задумчивыми, серьёзно-сосредоточенными  и  очень «советскими» лицами.  При этом главный из них, тот самый пресловутый полковник, имеет собственный взгляд на происходящее,  своё понимание, а также ему явно не чужды эмоции, порывы и влияния минуты.

Есть в фильме и любовная тема, естественно. Но это не Марина Влади. Марина по телефону звонит из Парижа, волнуется, но она далеко. А рядом с Высоцким в тот момент  находится героиня Оксаны Акиньшиной, девушка девятнадцати лет. Она переживает из-за того, что окружение использует больного Высоцкого для извлечения прибыли и готова ради него к самопожертвованию:  даже к уголовно наказуемой транспортировке наркотиков, превратившихся  в "лекарство". Благодаря Оксане Акиньшиной, веришь, что «Володя» в её жизни - это не престижная звезда и состоятельный папик-покровитель, а  значительно большее.

Их с Высоцким отношения нарисованы акварельно, всего лишь несколькими аккуратненькими мазками. К превеликому счастью - без буйных постельных сцен с фирменным американским  чавканьем-чмоканьем. За это также "спасибо" создателям фильма.

В общем, если совсем коротко - фильм хороший.
Tags: кино
Subscribe
promo ejhle june 25, 2015 21:54 12
Buy for 20 tokens
Удивительно, до чего крепко въелась в картину мира охранительской общественности уверенность в том, что все революции происходят исключительно искусственно, по воле демонических северо-американcких штатов. Учение Ильича о революционной ситуации - а он был не просто прохожий в деле теории и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments